ЛОГОИГРЫ


тема: РЫБЫ, ОБИТАТЕЛИ ВОДОЁМОВ.
Дидактические игры и упражнения
1.«Какая бывает вода?» в водопроводном кране – водопроводная,
С газом – газированная, в проруби – холодная,
В чайнике – горячая, в реке – пресная,
В море – соленая, в роднике – родниковая.
2.«Чей? Чья? Чьи? Чьё?» Чья голова? - это рыбья голова. 
Чьи жабры? -это рыбьи жабры. 
Чье туловище? -это рыбье туловище.
Чья чешуя? - это рыбья чешуя.
Чей хвост? - это рыбий хвост.
Чье брюшко? - это рыбье брюшко. 
Чьи плавники? - это рыбьи плавники. 
Чьи икринки? - это рыбьи икринки. 
Чьи кости? - это рыбьи кости.
3.«Выбери нужное действие» 
Рыбка к камню... (отплыла, подплыла). 
Рыбка от берега... (переплыла, отплыла). 
Рыбка всю реку... (вплыла, переплыла).
4.«Дополни ряд» 
В реке живут: налим, ….
В море живут: кит, …
В озере живут: карась, …
Щука (какая?) – хитрая, …
Карась (какой) – маленький, …
Ерши (какие) – шустрые, …
Сом (что делает?) – спит, …
Щука (что делает?) – охотится, …
5.«Назови ласково» Карась - карасик (дельфин - ….., щука - ……, лягушка -….., креветка -…, рак - …., ерш -…, сом - …., сазан - …., черепаха - …., краб - …..)
6.«Сосчитай улов» 1 пескарь, 2 пескаря, 3 пескаря, 4 пескаря, 5 пескарей. (скалярия, лягушка, медуза, меченосец, щука, улитка, осьминог, рак кит, морж, золотая рыбка, акула, карась, черепаха, креветка, горбуша).

тема: ЖИВОТНЫЕ СЕВЕРА

Дидактические игры и упражнения

1.   «Кто у кого?»
У оленя – олененок – оленята
У моржа - ………… - ……….
У медведя - ………… - ………….
У совы - ……………. - …………..

У пингвина - ……….. - …………..

2.   «Подбери признак» Скажи какой?
Медведь (какой?) – белый, неуклюжий, косолапый, …

Морж (какой?)- большой, неповоротливый, толстый, неуклюжий.

Северный олень (какой?) - красивый, быстрый, грациозный.

Тюлень (какой?) - черный, блестящий, большой, мокрый.

Белый медведь (какой?) – огромный, сильный, толстолапый.

3.   «Веселый счет 1-2-5»

1 северный олень, 2 северных оленя, 5 северных оленей;

1 полярная сова, 2 полярные совы, 5 полярных сов;

1 морж, 2 моржа, 5 моржей.

4.  «Один — много»

Один тюлень — много тюленей

один морж — много моржей

Один медведь – много …

Один олень – много …

Один песец – много …

5.   "Чей? Чья? Чьи?"

Клыки (ласты) у моржа (чьи?) -моржовые,

голова моржа (чья?) –моржовая,

глаза тюленя (чьи) – …,

шерсть у песца (чья?) -…,

клыки у песца (чьи?) -…,

хвост у песца (чей?) - …,

лапы у медведя (чьи?) - …,

шея у медведя (чья?) - …,

клюв у совы (чей?) - …,

рога оленя (чьи) – …

 тема: МОЯ СЕМЬЯ. А. Л. БАРТО

Дидактические игры и упражнения

1. «Назови слова-родственники» 

Мама - мамочка, матушка, мамуля…
Бабушка - ...    Тетя - ...  Сестра - ...

2.  «Подбери признак» Мама (какая?) - добрая, заботливая, любящая, ласковая нежная, красивая и т.д.
Бабушка (какая?) - ...
Сестра (какая?) - ...
Тетя (какая?) - ...
Девочка - …

Дедушка (какой?) — умный, добрый, сильный...;

Папа(какой?)-....

3.   «Чья, чьё, чьи?»

Бабушка носит халат. Халат чей? (бабушкин)       

У мамы есть шарф. Шарф чей?
У Пети есть мяч. Мяч чей?

Дедушка носит рубашку. Рубашка чья?
Мама носит шляпу. Шляпа чья? (мамина)                   

Таня носит платье. Платье чьё? (Танино)

Дедушка надел ботинки. Ботинки чьи? (дедушкины)
Мама надела сапоги. Сапоги чьи? (мамины)

4.                «Подскажи словечко».

Вы меня разденьте сами,

Я устала, не могу,

Я вам завтра … (помогу). «Помощница»

С большим серебряным мешком

Стоит, осыпанный …(снежком).

«В защиту Деда Мороза»

Расту и в дождик, и в мороз.

Уже я маму … (перерос). «Я расту»

Спать пора! Уснул бычок,

Лег в коробку … (на бочок). «Слон»

Я почти не спорил с дедом,

Не вертелся за обедом,

Я «спасибо» говорил,

Всех за все …(благодарил). «Снегирь»

5.  «Скажи наоборот» Бабушка старенькая, а мама - ...
Мама высокая, а ты - ... Дочка грустная, а ты - …

Мама высокая, а ты - ... Дочка грустная, а ты - …

6.  Отгадать, из какого стихотворения А.Л. Барто эти строчки?

Уложили Ганю спать,

Плачет ревушка опять:

- Ой, не буду спать я!

Ой, наденьте платье.

«Девочка - ревушка».

Вот у Тани сколько дела:

Таня ела, чай пила,

Села, с мамой посидела,

Встала, к бабушке пошла.

«Помощница»

Я на солнышке лежала,

Руки кверху держала.

Вот они и загорели.

«Девочка чумазая»

Мы сегодня встали рано,

Ждали птиц еще вчера.

Ходит по двору охрана,

Гонит кошек со двора.

«Скворцы прилетели»

Сел Андрей и поднял ногу,

Языком лизнул башмак…

Ну, теперь пора в дорогу,

Можно сделать первый шаг! «Башмаки»

Верба, верба, верба,

Верба зацвела.

Это значит- верно,

Что весна пришла.

Это значит – верно,

Что зиме конец.

Самый, самый первый

Засвистел скворец. «Апрель»

7.                «Помощник»

Я мою сегодня пол - завтра я пол ... (вымою) - вчера я пол ... (вымыл)
Я стираю сейчас белье - завтра я белье ... - вчера я бельё 
тема: ЭТИКЕТ. С. Я. МАРШАК

1.«Подскажи словечко». Это позволит вам проверить его память и чувство рифмы.

А потом Ты покатился И назад... (не воротился).

Эй, не стойте слишком близко Я тигренок, а... (не киска). 

А зубастый крокодил Чуть меня... (не проглотил).

Стала петь котенку щука Не услышал он... (ни звука).

2.«Доскажи словечко»

Ø Растает даже ледяная глыба от слова теплого … (Спасибо)

Ø Зазеленеет старый пень, когда услышит… (Добрый день).

Ø Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (Спасибо).

Ø Друг другу на прощание мы скажем… (до свидания)

Ø Друг друга не стоит винить, лучше скорее…(извинить).

Ø До чего ж оно красиво слово доброе…(спасибо).

Ø Когда виноваты, сказать спешите, прошу вас, пожалуйста (извините).

Ø Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь… (здравствуйте).

Ø Когда вас ругают за шалости, вы говорите …(простите, пожалуйста)

Ø Если друг попал в беду,… (помоги ему)

Ø Решай споры словами, … (а не кулаками)

3.Рассмотрите с ребёнком картинку, предложите ему назвать героев произведений С.Я. Маршака, назвать.

4.«Назови слово наоборот» 

Ласково – грубо 

Чистый – грязный 

Правда- ложь, обман 

Злой- добрый 

Здороваться – прощаться

5. «Можно или нельзя». Ответить на вопросы

Ø Можно ли в гостях ковыряться в носу, грызть ногти?

Ø Можно ли смеяться с широко раскрытым ртом?

Ø Можно ли перебивать старших во время разговора?

Ø Можно ли разговаривать во время приёма пищи?

Ø Можно ли здороваться со всеми знакомыми?

Ø Можно ли мыть руки перед едой?

Ø Можно ли грубить старшим?

6. В каком произведении С.Я. Маршака мы встречаем упоминание о льве, лисице, слоне, журавле, носороге, кенгуру, мохнатом медведе, зубастом крокодиле? («Где обедал воробей?»)


тема: В ГОСТЯХ У СКАЗКИ  
С. В.МИХАЛКОВ
1.    Предложите ребёнку ответь на вопросы по прочитанным произведениям С. В. Михалкова:
1) В каком стихотворении ребята спорили о профессиях своих мам?
2) Из какого стихотворения строки? Ты в дальнюю дорогу Бери с собой друзей: Они тебе помогут И с ними веселей.
3) Кого ребята взяли с собой в дорогу?
4) Назови фамилию Дяди Стёпы.
5) Что за каша была во рту у Саши?
6) Что искала старушка? Где нашла?
2.    Вспомни стихотворение «А что у вас?». Подбери к героям произведения слова – действия:

Толя

Борис

Николай

Галка

Кот

ногой качал

забрался на чердак

пел

села на заборе
молчал

3.     «Доскажи словечко». Продолжи строки произведений Михалкова:
1)   Он разыскивал на рынке Величайшие ботинки, Он разыскивал штаны Небывалой __________________
2)   На прививку! Первый класс! – Вы слыхали? Это нас!.. – Почему я встал у стенки? У меня дрожат _________.
3)   Мы щенка в воде и мыле Два часа мочалкой ________.
4)   Ни за что теперь его Не оставим __________!
5)   Говорят: под Новый год Что ни пожелается — Всё всегда произойдёт, Всё всегда __________.
6)   Кто на лавочке сидел, Кто на улицу глядел, Толя пел, Борис молчал, Николай ногой _________.
4.    Из каких произведений иллюстрации? К каждой составь предложение.
      

тема: ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ. А. С. ПУШККИН

1.  «Кому что нужно?» Лыжнику нужны лыжи, хоккеисту - …, фигуристу - …, саночнику - ….

2. «Сосчитай» Один снеговик, два снеговика, три снеговика, четыре снеговика, пять снеговиков (подарок).

Одна снежинка, две снежинки, три снежинки, четыре снежинки, пять снежинок (снегурочка, горка).

Одна пара лыж, две пары …, три пары …, четыре пары …, пять пар …;

Одна пара коньков, две пары …, три пары …, четыре пары …, пять пар … 

3.  «Подбери признак» Погода (какая?) – морозная, солнечная, пасмурная… 

Зима (какая?) – … долгая, суровая, снежная, морозная, холодная,….

Снег (какой?) – … белый, пушистый, холодный, блестящий,….

Лед (какой?) – … скользкий, прозрачный, холодный, твердый,…

4.  Подобрать существительные: Снежный – ком, городок, вихрь…
Снежная – баба, гора, пелена…
Морозный…, морозная…, морозное…, ледяная… .

5.  Закончи предложения одним и тем же словом «снеговик» в нужной форме. Мы решили слепить снеговика.

Мы приделали нос-морковку …

Мы показали соседям нашего …

Мы играли со …

Мы рассказали о …

 6.  «Назови сказку правильно»

Сказка о рыбаке и …(рыбке)

Сказка о золотом … (петушке)

Сказка о мертвой … (царевне и семи богатырях)

Сказка о Попе и … (работнике его Балде)

7. «Подскажи словечко». Цель- развитие слухового внимания, памяти, чувства рифмы. По сказкам А.С. Пушкина.

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица

Говорит одна девица,-

То на весь крещенный мир… (приготовила б я пир).

«Сказка о царе Салтане»

Весть царевну в глушь лесную

И, связав ее, живую

Под сосной оставить там

На съедение …(волкам).

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

 

В руки яблочко взяла,

К алым губкам…(поднесла).

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

С первого щелка

Прыгнул поп …(до потолка)

«Сказка о попе и о работнике его Балде»

тема: ПРОФЕССИИ И ИНСТРУМЕНТЫ

1.    «Кому что нужно для работы» поварешка нужна повару, письмо нужно ..., метла нужна ..., указка нужна ..., топор нужен ...

2.    «Кем ты будешь?» (употребление глаголов будущего времени). Я буду строителем, построю дома. Я буду ...

3.    «Один – много». Врач лечит – врачи лечат (строитель, учитель, фотограф, повар, парикмахер, полицейский, портной, водитель, продавец, маляр, пожарный, швея, почтальон).

4.    «Четвёртый лишний».

Парикмахер, полицейский, портной, человек.

Кастрюля, ложка, грабли, чайник.

Включить, ключ, переключить, выключить.

5.    «Посчитай». Один градусник, два …, три …, четыре …, пять… (топор, градусник, указка, книга, машина, посуда, трактор, иголка).

6.    «Чего нет?». У повара – нет утюга, иголки, ниток (полицейский, врач, строитель, пожарный, учитель, парикмахер, портной, водитель, маляр, швея).

7.    «Семейка слов». Строитель – стройка, строительный, строить.

Учитель – учительница, ученик, учительская, учить.

8.    «Какой, какая?». Врач – ответственный, добрый, трудолюбивый (строитель, учитель, фотограф, повар, парикмахер, полицейский, портной, водитель, продавец, маляр, пожарный, швея, почтальон).

9.    «Найди ошибку» (ребенку предлагается предложение. С вопросом «так или не так?», «Скажи правильно»)
Воспитатель еду готовит, а повар с детьми играет? «так или не так?»,
Няня на пианино играет, а музыкальный руководитель посуду моет?
Сторож прививки делает, а мед сестра детский садик охраняет?

10.               «Продолжи предложение» (формируем умение заканчивать предложения, используя слова и словосочетания, соотносимые с определенной профессией человека.

Повар на кухне (готовит что?) суп, запеканку, кашу, компот….
Воспитатель утром с детьми (делает что?) зарядку, завтракает, проводит занятия…
Дворник во дворе (делает что?) подметает дорожки, убирает мусор….
Помощник воспитателя (моет что?) тарелки, стаканы, пол, двери…

тема: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ


1.   «Скажи одним словом» (многозначные слова)
У сороки белые бока, поэтому её называют белобокая.
У синицы жёлтая грудка - значит она какая? – (желтогрудая).
У сороки длинный хвост, значит она какая? – (длиннохвостая).
У вороны черные крылья - значит она - о(чернокрылая).
У голубя сизые крылья - значит он – (сизокрылый).
У дятла длинный клюв, поэтому его называют - (длинноклювый).
2.   Составлять с предложения отвечая на вопросы:
   Откуда вылетела сорока? – сорока вылетела из-за дома.
Сова в дупло                                     Куда влетела сова?
Сорока над поляной                         Над чем пролетела сорока?
Голубь на крышу                              Куда прилетел голубь?
Воробей под ветки                            Куда подлетел воробей?
Ворона за куст                                   Куда залетела ворона? 
3.   «Один - много» Ворона - вороны (сорока, снегирь, синица, галка, голубь, воробей, сова)
4.   «Назови ласково» (снегирь, галка, голубь, воробей, сова)
5.    «Чьи перья?» Перья вороны (чьи?) – вороньи.
Перья воробья (чьи?)-…
Перья голубя (чьи?)-…
6.   «Подбери признак» Синица (какая?) желтогрудая, шустрая, маленькая, проворная.
Воробей (какой?)...
Снегирь (какой?)...
Клест (какой?)…
7.   «Весёлый счёт» 1 воробей, 2 воробья, 5 воробьев (голубь, снегирь, синица, ворона)
8.   «Семейка слов» к слову КОРМ
Корм, кормить, кормушка, накормленный, кормление (птиц).

тема: ЗИМА. ПРИЗНАКИ ЗИМЫ

1.    Выучить стихотворение: Отчалил осени корабль,
И реки льдом сковал декабрь.
Начинает календарь
Месяц с именем январь.
Белой вьюги вьётся шаль,
Весь в снегу пришёл февраль.
2.    «Что за чем и перед чем?»
Декабрь за ноябрём и перед январём;
Январь за … и перед …
Февраль за … и перед …
3.    «Закончи предложение»
Зимой бывает снегопад, а осенью... (листопад).
Зимой бывает снег, а летом...
Зимой снег падает, а весной ...
Зимой катаются на санках, а летом ...
Зимой лес спит, а весной ...
Зимой катаются на коньках, а летом ..
Зимой бывает холодно, а летом ...
Зимой деревья белые, а осенью ...
Зимой растут сугробы, а летом растут ...
Зимой лепят снеговика, а летом ...
Зимой насекомые прячутся, а летом ...
4.    Каким (какой) может быть?
Снег – может быть белым, пушистым, 
Зима – теплой, холодной, суровой, …
Мороз – сильным, слабым, трескучим,…
5.    Что лишнее и почему?
Лыжи, санки, коньки, василёк.
Зима, весна, декабрь, осень.
Осень, зима, Рождество, весна.
Лыжи, зима, санки, коньки.
6.    «А что вчера?» (употребление глаголов в прошедшем времени)
Сегодня снег блестит, а вчера...(блестел)
Сегодня снег падает, а вчера …
Сегодня снег сверкает, а вчера …
Сегодня снег тает, а вчера …
Сегодня снег хрустит, а вчера …
Сегодня снег идет, а вчера …
Сегодня снег ложится, а вчера …

тема: ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ

1. «Назови семью» 
Взрослый называет дикое животное, а ребенок называет остальных. Медведь, медведица, медвежонок,
(волк ..., заяц…, лис …, барсук …, и т.д.).
2. «Кто где живет?» 
Кто живет в норе?       В норе живёт лиса.
Кто живет в берлоге?    В берлоге живёт медведь.
Кто живет под кустом?  Под кустом живёт заяц.
Кто живёт в дупле?         Кто живёт в логове?

3. «Посчитай 1,2,5» 1 волк, 2 волка, 5 волков; лиса, белка, медведь, лось, заяц.

4. «Чей хвост, чья голова?» У лисы лисий хвост и лисья голова.

У волка….

У белки….

У зайца….

У медведя….

5. Подбери слова, характеризующие диких животных. 

Например: медведь - бурый, большой, лохматый, неуклюжий, сладкоежка; 

лиса - рыжая, хитрая, ловкая, плутовка, коварная и т. д.

6. «Угадай, кто это?»

Бурый, косолапый, неуклюжий, всеядный –

Серый, зубастый, страшный, хищный –

Хитрая, пушистая, рыжая, хищная -

Маленький, длинноухий, пугливый, серенький/беленький –

Маленький, колючий, быстрый –

7.    «Подбери действие» 

Медведь (что делает?) - …

Лиса (что делает?) - …

Заяц (что делает?) - …

тема: ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ И ЖИВОТНЫЕ

1.«Назови семью». Он- кот, она – кошка, детеныш(и) - котенок (котята). (конь, бык, пёс, баран, козёл, петух, гусь, селезень, индюк, кот, хомяк)
2.Предложите ребенку подобрать слова, характеризующие домашних животных. кошка – пушистая, ласковая, ловкая, усатая; лошадь- сильная, быстрая, выносливая, грациозная и т. д.
3.«Чей хвост, чье туловище, чья голова, чьи уши?»
Хвост собаки – чей? - собачий, 
Туловище собаки – чьё? – собачье,
Голова собаки – чья? – собачья. (корова, лошадь, кошка, петух, утка)
4.«Отгадай, кто это?» 
Сторожит, грызет, лает? - ....
Хрюкает, роет? - ....
Ржет, бегает, скачет? - ....
Мяукает, лакает, царапается? - ....
Мычит, жует, ходит? - ....
5.Объясните ребёнку толкование пословиц и поговорок. 
Гусь свинье не товарищ.
Дареному коню в зубы не смотрят.
За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь. 
6.Прочитайте ребёнку рассказ и предложите его пересказать. "Дружок"
Пастух пас стадо овец у леса. Пастух заснул. Волк вышел из леса и схватил овечку. У пастуха была собака Дружок. Дружок погнался за волком и отбил овечку.
(Объяснить ребенку значение словосочетаний: «стадо овец», «отбил овечку».)

тема: ПОСУДА. ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ

1.    «Что делает? Что с ним делают?»
Чайник – стоит, наливают, выливают, доливают, моют, сушат, вытирают
Сахарница – кладут, высыпают, берут, насыпают, рассыпают …
Чашка – пьют, наливают, разливают, выпивают, моют …
2.    «Назови ласково» чашка – чашечка
тарелка – тарелочка
блюдце – блюдечко
кастрюля – кастрюлечка
ковш – ковшичек
сковорода – сковородочка
3.    «Что с чем?» чайник с носиком,
кастрюля … ( с крышкой)
тёрка … ( с дырками )
тарелка … ( с донышком)
сковорода …( с ручкой)
4.    «Четвёртый лишний»
Кастрюля, хлебница, сковорода, миска (в хлебнице не готовят пищу)
Чашка, стакан, кружка, вилка (вилка не предназначена для питья)
Ложка, вилка, нож, кастрюля (кастрюля к столовым приборам не относится)
чайник, ведро, самовар, чашка (ведро к чайной посуде не относится)
5.     «Суп какой?» Суп из рыбы – рыбный суп
Суп из курицы - …,
Суп из капусты - …,
Суп тыквы - …,
Суп из картофеля - …,
Суп из грибов - …,
Суп из лука - …,
Суп из гороха - …,
Суп из моркови - …,
Суп из свеклы - …
6.    «Где живут продукты?»
сахар в сахарнице.
соль в солонке.
масло в масленке.
чай в чайнике.
кофе в кофейнике.
селёдка в селёдочнице.
салат в салатнице.
перец в перечнице.
хлеб в хлебнице.
7.    «Чего не бывает?» Не бывает чайника без … ( носика)
Не бывает тёрки без … ( дырочек)
Не бывает кастрюли без … ( крышки )
Не бывает ножа без … ( лезвия)

тема: ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА ИГРУШКА – КАК НАРОДНЫЙ ПРОМЫСЕЛ

1.    «Сосчитай» одна матрешка, две матрешки … пять матрешек, (игрушка, свистулька, кукла, дудка)
2.    «Скажи какая?» матрешка какая? - красная, яркая, расписная, красивая конь какой? - …. куклы какие? - ….
3.    «Один – много» Не одна ложка, а много... (ложек). Не один павлин, а много... (павлинов). Не один барыня, а много... (барынь). Не один поднос, а много... (подносов). Не одна свистулька, а много... (свистулек) и т.д.
4.    «Скажи ласково» Свистулька - свистулечка, кукла - куколка, ложка - ложечка, лошадь – лошадка, игрушка – игрушечка и т. д.
5.    «Из чего сделаны» игрушка из дерева (какая?) – деревянная (матрешка, дудка); игрушка из глины (какая?) - глиняная (свистулька); игрушка из керамики (какая?) - керамическая (куколка)

тема: МЕБЕЛЬ И ЭЛЕКТРОПРИБОРЫ


«Закончи предложение»                                                      

Стол, за которым обедают, называется …

Стол, за которым обедают, называется …

Стол для компьютера называется…        

Полка для книг называется …

Шкаф для одежды называется …

«Из чего какой»

Ножки стола из дерева. Они какие? (деревянные)

Стол из стекла Он какой?

Ручки на дверцах из пластмассы. Они какие?

Обивка на кресле из кожи. Она какая?

«Скажи наоборот»

Старая мебель - …,                                   тяжелая - …,    

большая - …,                                             взрослая - …,    

мягкий диван – жесткий диван,                 грязная - …,

высокий шкаф - …,                                   широкая кровать - …,

тонкие ножки у стола - …,                      открыть шкаф - …   

«Назови ласково»

Телефон — телефончик,

пылесос— пылесосик,

торшер — торшерчик,

лампа — лампочка,

холодильник — холодильничек,

утюг — утюжок,

магнитофон — магнитофончик,

плита — плитка (плиточка).

 «Один — много»

Телевизор — телевизоры — телевизоров,

магнитофон — магнитофоны — магнитофонов,

пылесос — пылесосы — пылесосов,

люстра — люстры — люстр,

телефон — телефоны — телефонов,

радио — радио — радио,

торшер — торшеры — торшеров,

лампа — лампы — ламп,

компьютер — компьютеры — компьютеров,

холодильник — холодильники — холодильников,

утюг — утюги — утюгов,

машина — машины — машин,

плита — плиты — плит,

техника — техника — много техники,

провод — провода — проводов,

розетка — розетки — розеток,

печь — печи — печей.

 «Посчитай»

Один цветной телевизор — два цветных телевизора — пять цветных телевизоров,

одна хрустальная люстра — две хрустальные люстры — пять хрустальных люстр,

один высокий холодильник — два высоких холодильника — пять высоких холодильников и т.д.

 «Скажи со словом "нет"»

Телевизор — нет телевизора;

магнитофона, плиты, пылесоса, люстры, телефона, радио, торшера, лампы, компьютера, обогревателя, холодильника, миксера, утюга, стиральной машины, микроволновой печи, электроплиты, тостера, фена, вентилятора, морозильника.

 «Закончи предложение»

Мама стирает белье в ... (стиральная машина).

Папа чистит ковер ... (пылесос).

Дочь гладит одежду ... (утюг).

Коля поджаривает хлеб в ... (тостер).

Бабушка на кухне достает продукты из ... (холодильник).

Даша готовит обед на ... (плита).

Антон разговаривает с другом по ... (телефон).

Фильмы и мультфильмы показывают по ... (телевизор).

Вера читает книгу под настенной ... (лампа).

Загадки

Полюбуйся, посмотри —

Полюс северный внутри!

Там сверкают снег и лед,

Там сама зима живет.

Навсегда нам эту зиму

Привезли из магазина. (Холодильник.)

Есть у нас в квартире робот.

У него огромный хобот.

Любит робот чистоту

И гудит, как лайнер «ТУ».

Он охотно пыль глотает,

Не болеет, не чихает. (Пылесос.)

Я не хвастая скажу:

Всех друзей омоложу!

Идут ко мне унылые —

С морщинками, со складками,

Уходят очень милые —

Веселые и гладкие!

Значит, я надежный друг,

Электрический ... (утюг).

Через поле и лесок

Подается голосок.

Он бежит по проводам —

Скажешь здесь, а слышно там. (Телефон.)

тема: ОБУВЬ. ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ.

1. «Один-много» Туфля – туфли
Кепка- 
Ботинок-
Шапка -
Сапог- 
Замок –
Шнурок –
Каблук -
2. «Для чего - какая» для дома – домашняя  
для улицы –
для спорта –  
для праздника –
3. «Наоборот» Чистая одежда – грязная
низкий каблук -
толстая подошва -  
узкий носок - 
детская обувь -     
домашняя обувь -
обувать – разувать,
снимать – надевать,
завязать – развязать, 
расстегнуть – застегнуть, 
пачкать – чистить.
4. «Четвертый лишний»  Панама, шапка, самокат, кепка 
майка, шорты, сандалии, куртка
тапки, ботинки, шарф, сапоги…(придумайте свои варианты предметов)
5. «Чего не стало?» (Берем не более 7 предметов или картинок, предлагаем ребенку запомнить и убираем один предмет или картинку, а ребенок должен назвать. Можно не убирать, а менять местами)

тема: Я – ЧЕЛОВЕК, ОДЕЖДА

1.  «Закончи предложения» (что делаю?)
Руками я ……..
Ногами я ……
Ушами я …….
Глазами я …….
Носом я ………
Зубами я ……..
Ртом я ……… 
 2. «Один – много – много чего?»
шапка – шапки – много шапок
платок - … много …
юбка - … много …
платье - … много …
ботинок - … много … 
сапог - … много … 
3. «Четвертый - лишний» (назвать лишнее слово и объяснить)
Платье, кукла, кофта, футболка.
Шляпа, шапка, кепка, блузка.
Шуба, пальто, кепка, штаны
Куртка, майка, туфли, юбка.
Кроссовки, шуба, чешки, босоножки. 
4.«Из чего – какой?» (Брюки сшили из шерсти. Они шерстяные)
Пиджак сшили из шерсти. Он … 
Платье сшили из шёлка. Оно …  
Футболку сшили из трикотажа. Она … 


тема: ВЕСЕННИЕ СЕЛЬСКО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ РАБОТЫ

1. «Назови ласково»: Сад – садик;     
Огород – огородик;
Грядка – грядочка;
Парник – парничок;
Клумба – клумбочка;
Дерево – деревце;
Яблоня -яблонька;
Лопата - лопаточка;
Кисть - кисточка;
Ведро - ведёрко;
Зерно - зёрнышко.
2. «Сосчитай»: Одно семечко…, два семечка…, пять семечек. (лопата, плуг, ведро, теплица, трактор) .
3. «Что лишнее и почему?»:
Сад, огород, грабли, поле.
Копать, поливать, удобрять, играть.
Плуг, борона, топор, сеялка.
4. «И я буду» (договори предложение до конца по образцу) Мама моет, и я буду мыть.
Брат копает, и я буду копать.
Папа пилит, и я буду пилить.
Галя поливает, и я …
Витя убирает, и я…
Надя гребёт, и я…
Вова рубит, и я…
Бабушка сажает, и я …
Таня сеет, и я …
Ваня белит, и я…
Павел обрезает, и я…
5. «Составь предложение» с предлогом К:
Плуг – трактор - … (Плуг прицепляют к трактору).
Борона – трактор - …
Сеялка – трактор - … .
6. Подобрать существительные к действиям: (кто? что?): тает..., бегут..., распускаются..., появляются..., зеленеет..., прилетают..., цветут... .
7. Составить рассказ "Как мы трудимся весной в саду, в огороде" Расширяем и активизируем словарь по теме «Весенние сельскохозяйственные работы» (рабочий, хлебороб, овощевод, садовод, пастух, поле, сад, огород, теплица, пастбище, пахота, сев, побелка, трактор, плуг, борона, лопата, грабли, семена, ведро, кисть; весенний, черный, влажный, белый; пахать, боронить, рыхлить, копать, белить, сеять). 

тема: КОСМОС

1. «Посчитай»

1 космонавт, 2 космонавта, 3…, 4…, 5...
1 ракета, 2 ракеты, 3..., 4..., 5...
1 космический корабль, 2..., 3..., 4..., 5...
1 скафандр, 2..., 3..., 4..., 5...
2. Называть противоположные по смыслу слова.
Далеко – близко.
Высоко – низко.
Улететь - …
Темно - …
3. «Подбери признаки»
Космонавт – смелый, сильный, здоровый, умный…
Звезда – маленькая, яркая, желтая, красивая…
Солнце - …
Космос - …
4 «Один — много»
Один космонавт - много космонавтов.
Одна ракета - много ракет.
И так далее.
5. Разучите с ребенком считалку. «Космическая считалка».
На Луне жил звездочёт
Он планетам вёл учёт:
Меркурий — раз,
Венера — два-с,
Три — Земля,
Четыре — Марс,
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
Восемь — Нептун,
Девять — дальше всех Плутон,
Кто не видит — выйди вон.
тема: ПТИЦЫ
1.«Скажи наоборот»
Аист большой, а соловей ....
Аист белый, а грач ....
У аиста длинная шея, а у кукушки ....
У соловья серая грудка, а у ласточки ....
2.«Скажи одним словом»
У аиста ноги длинные, поэтому его называют длинноногим.
У соловья звонкий голос, поэтому его называют ... (звонкоголосым).
У ласточки хвост длинный, поэтому ее называют ... (длиннохвостой).
3.«Назови ласково» (Птенец, перо, голова, соловей, шея, крыло, скворец, утка, лебедь, гнездо, журавль, яйцо, клюв)
4.«Чей? Чья? Чьи?» Чей клюв у утки – утиный, (грач, журавль, кукушка, гусь).
5.«Посчитай 1-2-5» (Птенец, перо, соловей, крыло, скворец, утка, лебедь, гнездо, журавль)
6.«Скажи, какая стая?» (с демонстрацией картинок) Клин лебедей –лебединый клин, караван журавлей, стая уток, стая грачей, соловьев)
7.«Один — много» (Грач, птица, стриж, аист, жаворонок, гусь, скворец, утка, трясогузка, лебедь, журавль, гнездо, яйцо, перо, крыло, птенец, ласточка, соловей)
8.«Ответь на вопросы»
Сколько у утки лапок? (У утки две лапки.)
Сколько у кукушки крыльев?
Сколько у грача хвостов?
Сколько у журавля голов?
Сколько у цапли клювиков?
Сколько у птицы глаз?

Комментариев нет:

Отправить комментарий