ЗВУКИ И БУКВЫ - ИЗУЧАЮ!

Мы различаем звуки 

               

Задания для закрепления:

Мы знакомимся со звуком и буквой

Выучить характеристику: звук Ц – согласный, глухой, всегда твёрдый, обозначается синим цветом.
На письме эти звуки обозначаются буквой Ц.
Задания для закрепления:
1. Придумывать слова со звуком [Ц] в начале, в середине и в конце слова.
2. Делить эти слова на слоги (загибая пальчики).
3. Выполнять звуковой анализ слов: цапля, цветок комментируя свои действия.
4. «Что получится?» Например, какие слова получатся из слогов: рец, пе, (перец), ток цве, (цветок), це, пи (цепи);
на, це (цена); ни, цы, нож (ножницы).
5. Придумывание предложений с этими словами.

 

Мы закрепляем и различаем звуки Ц-С.

звук С – согласный, глухой, твёрдый, обозначается

синим цветом.

звук Ц – согласный, глухой, всегда твёрдый, обозначается синим цветом.

Задания для закрепления:
1.«Запомни – повтори» взрослый говорит, а ребенок слушает, а потом повторяет цепочку слогов: са-ца, це-се, си-ци, цу-су-цу…
2. «Будь внимательным»: услышав звук [Ц], ребенок ставит руки на пояс, и услышав звук [С]; поднимает руки вверх, ряды слов: цапля, сайка, носок, кольцо, светлый, куцый, стоять, цокать, огурец, пылесос…
3. Придумывать предложения с этими словами.

Мы познакомимся с буквами Я, Ю

Характеристика звуков Я, Ю - гласные, обозначаем красным.
В русском языке буквы Я, Ю обозначают 2 звука
буква «я» - звуки [й’а]; буква «ю» - звуки [й’у]; в 3 случаях:
1) в начале слова: яблоко — [й’а]блоко, юркий — [й’у]ркий
2) после ь или ъ знака: ладья — ладь[й’а], съязвить — съ[й’а]звить
ночью — ночь[й’у], предъюбилейный — предъ[й’у]билейный
3) после гласной: ноябрь — но[й’а]брь, июль — и[й’у]ль
В остальных случаях гласные Я, Ю обозначают один звук.

Задания для закрепления:

1. Поупражняйте ребенка в выкладывании новых букв из полосок и кружочков цветной бумаги, в рисовании букв Я я, Ю ю на бумаге и в воздухе.

Просите ребёнка рассказать, из каких элементов состоят буквы и как они расположены по отношению друг к другу.

2. «Раздели слова на слоги» (Яна, Яшу, Яше, якорь яблоко, якорь, яхта, ящик, ягоды, Юра, Юля, юла, юрта, юбка).

3. Предложите ребёнку читать слова и предложения: як Яна Яша яма дядя пятка ягода яхта маяк, Яна ест ягоды. У Яши баян; юг даю юнга дают утюг мою пою моют поют каюта. У Анюты юбка. Дети поют песню. Дети моют ноги. Юнга моет каюту. Дети поют песню. Папа несёт тюк.
4.     Выучить стишки:
Выучить характеристику: Звук [Й] — согласный звонкий, всегда мягкий
Задания для закрепления: 
3. «Что получится?» Например, какие слова получатся из слогов: чай, ка (чайка), ник, чай (чайник), жай, лу, ка (лужайка).
4. Читать слова и предложения: май дай пой свой твой гайка майка сайка зайка, У Васи зайка. У Зои новый зонт.

Мы познакомились с буквами Е Ё
Характеристика звуков Е, Ё - гласные, обозначаем красным.
«е» - звуки [й’э]; букве «ё» - звуки [й’о]; в 3 случаях:
1) в начале слова: еда — [й’э]да, ёлка — [й’о]лка
2) после ь или ъ знака: пьеса — пь[й’э]са, съехать — съ[й’э]хать, вьётся — вь[й’о]тся, съёмный — съ[й’о]мный
3) после гласной: пение — пени[й’э] твоё — тво[й’о]
В остальных случаях гласные Е, Ё обозначают один звук: пень [п'эн'].
Обратите внимание ребенка на то, что большие буквы Е,Ё и маленькие буквы е, ё пишутся по-разному.
1. «Раздели слова на слоги» (ежевика, ела, Ева, слева, ёж, ёлочка, енот, ежи, ель, ерши, Емеля, ёрш).
2. Читать слова и предложения: Ем еда Ева енот ежи ежата ежевика едут место тесто ёж ёжик ведёт везёт, У ежа ежата. Под сосной енот. Мишка ест мёд. Ёжик ведёт за собою ежат.
3. Предложите ребенку запомнить:

Ёлка – тоже, что и ель,

А над ёлочкой – капель

Капли – точки добавляем:

Ё – мы букву так читаем.

Ёжик, ёрш, питьё, каёмка,

Ёмкость, ёлка, киносъёмка.


   Научиться различать звуки
Объясните ребёнку, что звонкие согласные звуки, такие как звук Г, никогда не встречаются в конце слова!


   Научиться различать звуки
Звук В – согласный, звонкий, твёрдый, обозначается синим цветом.
Звук Вь – согласный, звонкий, мягкий, обозначается зеленым цветом.
На письме эти звуки обозначаются буквой В.
Чем звуки В и Вь похожи? (Оба согласные и звонкие).
Чем отличаются? (Звук В – твердый, а звук Вь – мягкий).
Объясните ребёнку, что звонкие согласные звуки, такие как звук В, никогда не встречаются в конце слова!
Задания для закрепления:
1.«Скажи наоборот» замени в слогах В – Вь и наоборот.

Ва-ва-ва – _________

Ви-ви-ви – ___________

Ву-ву-ву – ___________

Ве-ве-ве – ___________

2.Проговаривание слов и различение звуков В и Вь на слух: дерево, сова, василёк, ветка, киви, диван, верба, ворона, витамин, ваза, воздух, вишня, вилка, волосы, слива, кивать, ворковать, висеть, привет, рисовать, свистит
3.Составление предложений со словами, из задания № 2 посчитать количество слов в предложении, обратить внимание на предлоги («маленькие слова»).
Мы закрепляем и различаем 
 
Научиться различать звуки
Звук – Д согласный, звонкий, твёрдый, обозначается синим цветом.
Звук – Дь согласный, звонкий, мягкий, обозначается зеленым цветом.
На письме эти звуки обозначаются буквой Д.
Чем звуки Д и Дь похожи? (Оба согласные и звонкие).
Чем отличаются? (Звук Д – твердый, а звук Дь – мягкий).
Напомните ребёнку, что звонкие согласные звуки никогда не встречаются в конце слов.
Задания для закрепления:
 1.«Скажи наоборот» замени в слогах Д – Дь и наоборот.

Да-да да – _________

Ди-ди-ди – ___________

Ду-ду-ду – ___________

Де-де-де – ___________

2.Проговаривание слов и различение звуков Д и Дь на слух: дерево, дом, дым, душ, дуб, дрова, дятел, дети, диван, дерево, дедушка …).
3.Составление предложений со словами, из задания № 2 посчитать количество слов в предложении, обратить внимание на предлоги («маленькие слова»).

Мы познакомились со звуком и буквой

Выучить: Звук Щ – согласный, глухой, всегда мягкий, обозначается зелёным цветом. На письме этот звук обозначается буквой Щ.

Игра «Я найду слова везде». Придумывание слов со звуком Щ (щавель, щётка, щепки, пещера, щенок, щука). Если ребенок затрудняется помочь ему наводящими вопросами.

Определение места звука Ч в словах. плащ, щель, тащит

Деление этих слов на слоги, составление предложений.

Звуковой анализ слогов ЩА, ЩУ; и слова ЩЕПКА (с выкладыванием схемы).

Игра «Что получится?» Например, какие слова получатся из слогов: ка, шу (щука); ща, ча (чаща); щип, ки, чи (щипчики).

Упражняйте ребенка в чтении слов и предложений с новой буквой (щука пища гуща чаща чищу тащу тащит щипцы щипчики овощи. Это мышка. Мышка пищит.).

 

Мы различаем звуки

Щ-Ч

Звуки Щ-Ч– согласные, глухие, мягкие, обозначаются зелёным цветом.

Игра «Будь внимательным» (поупражняйте ребенка в различении звуков Щ и Ч). Ребенок ставит руки на пояс, услышав звук Щ, и поднимает руки вверх, услышав звук Ч (тащу, хочу, чесать, щипать, щука, черный, мощный, щуриться, черпать)

Деление этих слов на слоги, составление предложений.

Звуковой анализ слова ЧАЩА (с выкладыванием схемы). 



Мы закрепляем и различаем звуки
Звук [З] – согласный, звонкий, твердый, обозначается синим цветом.
Звук [3'] — согласный, звонкий, мягкий обозначается зелёным цветом.
На письме эти звук и обозначаются буквой З.
Чем похожи и чем отличаются звуки:
Звуки З-Зь похожи – они согласные, звонкие
Звуки З-Зь отличаются – звук З твёрдый, а звук Зь мягкий
Задания для закрепления:
1. «Скажи наоборот» замени в слогах З – Зь и наоборот
2. Проговаривание слов и различение звуков З и Зь на слух: 
(зеркало, замок, узел, зонт, зебра, зубы, газета, бизон, земляника, газон, корзина, обезьяна, зелень).
3. Составление предложений со словами, из задания № 2 посчитать количество слов в предложении, обратить внимание на предлоги («маленькие слова»).
Запомните, что звонкие согласные звуки никогда не встречаются в конце слов!
4. Звуковой анализ слов ЗОНТИК, ЗЕБРА.

Мы закрепляем и различаем звуки 

Выучить характеристики звуков, н
аучиться различать звуки.

Звук С – согласный, глухой, твёрдый, обозначается синим цветом. 

Звук Сь– согласный, глухой, мягкий,  ообозначается зелёным цветом.

На письме эти звуки обозначаются буквой С.

Чем похожи и чем отличаются звуки С и Сь

Звуки С-Сь похожи – они согласные, глухие.

Звуки С-Сь отличаются – звук С твёрдый, а звук Сь мягкий.

Задания для закрепления:

1. «Запомни – повтори» взрослый говорит, а ребенок слушает, а потом повторяет цепочку слогов: са-ся, со-сё, сы-си, су-сю, сэ-се.

2.Проговаривание слов и различение звуков С и Сь на слух: сок, селёдка, нос, осина, самокат, сон, апельсин, насос, полоска, такси. стол, ось, стул, собака беседка.

3. Составление предложений со словами, из задания № 2 посчитать количество слов в предложении, обратить внимание на предлоги («маленькие слова»).

Мы познакомились со звуком и буквой 

Задания для закрепления:
Выучить: Звук Ч – согласный, глухой, всегда мягкий, обозначается зелёным цветом. На письме этот звук обозначается буквой Ч. 
Игра «Я найду слова везде». Придумывание слов со звуком Ч в начале и в середине слова. (чебурашка, бабочка, чайник, туча). Если дети затрудняются помочь им наводящими вопросами.
Определение места звука Ч в словах. дочка, чайка, сыч
Деление этих слов на слоги, составление предложений.
Звуковой анализ слогов ЧА, ЧУ; и слова ЧАС (с выкладыванием схемы).
Подготовьте ребенка к чтению, поиграйте в игру «Что получится?» Например, какие слова получатся из слогов: ча, ту (туча); ка, боч (бочка); си, ки, ча (часики); ка, руч (ручка).
Упражняйте ребенка в чтении слов и предложений с новой буквой (чудо туча точка куча чудак чашка ночка тучка удочка ванночка бабочка мамочка час стучи. Вовочка чистит ботинки. У Ниночки сумочка).

Мы различаем звуки Ч-Ть

Задания для закрепления:
Звуки Ч- Ть– согласные, глухие, мягкие, обозначаются зелёным цветом.
Игра «Будь внимательным» (поупражняйте ребенка в различении звуков Ч и Ть). Ребенок ставит руки на пояс, услышав звук Ч, и поднимает руки вверх, услышав звук Ть (чайка, тень, кочка, тина, бочка, тянет, час, тяпка, чурка, точка)
Деление этих слов на слоги, составление предложений.
Звуковой анализ слогов ЧА, ТИ; и слова ДОЧКА, ТИНА (с выкладыванием схемы). 


Мы закрепляем и различаем звуки и буквы

звук Б — согласный, звонкий, твёрдый, обозначается синим цветом.
звук Бь – согласный, звонкий, мягкий, обозначается зелёным цветом.
На письме этот звук обозначается буквой Б.
   
звук П — согласный, глухой, твёрдый, обозначается синим цветом.
звук Пь – согласный, глухой, мягкий, обозначается зелёным цветом. 
На письме этот звук обозначается буквой П.
Чем похожи и чем отличаются звуки П-Б
Звуки П-Б похожи – они согласные, твёрдые.
Звуки П-Б отличаются – звук П глухой, а звук Б звонкий.
Задания для закрепления:
1.«Запомни – повтори» взрослый говорит, а ребенок слушает и потом повторяет цепочку слогов: бы-би, па-пя, ба-па-ба, по-бо-по, би-би-бэ,…
2.Проговаривание слов и различение звуков П и Б на слух: банка, порог, кабан, лопата, сноп 
ЗВУК б В КОНЦЕ СЛОВА ОГЛУШАЕТСЯ! 
(поэтому при написании нужно слово изменить чтобы услышать звук Б (дуб(п) – дуБы)
3.Различение твердых и мягких согласных звуков в начале слова.

Мы закрепляем и различаем звуки и буквы

  

Выучить характеристики звуков и Научиться различать звуки

звук М – согласный, звонкий, твёрдый, обозначается синим цветом.

звук Мь– согласный, звонкий, мягкий, обозначается зелёным цветом.

На письме этот звук обозначается буквой М  

звук Н – согласный, звонкий, твёрдый, обозначается синим цветом.

звук Нь – согласный, звонкий, мягкий, обозначается зелёным цветом.

На письме этот звук обозначается буквой Н.

Чем похожи и чем отличаются звуки М-Н

Звуки М-Н похожи – они согласные, звонкие, твёрдые. 

Звуки М-Н отличаются только способом произнесения.

Задания для закрепления:

1.«Запомни – повтори» взрослый говорит, а ребенок слушает и потом повторяет цепочку слогов: ма-мя, мо-мё, ню-ну, не-нэ, на-ма-на, ни-ни-ми,…

2.Проговаривание слов и различение звуков М и Н на слух:

 мак, нож, самокат, носки, сом, нос, молоко, наперсток солома, нарцисс, гном, кино

3.Различение твердых и мягких согласных звуков в начале слова (кто больше придумает и нарисует картинок название которых начинается со звуков М, Мь, Н, Нь).

Мы закрепляем звуки и буквы Ы

Выучить характеристику звука звук Ы – гласный, обозначается красным цветом.
Задания для закрепления:
1.Игра «Запомни – повтори» взрослый говорит, а ребенок слушает и потом повторяет цепочку слогов: ты-пы, кы-ты-пы
2. Упражняйте ребенка в составлении и чтении слогов и слов с пройденными буквами (ПЫ, ТЫ, КЫ, ЫП, ЫТ, ЫК, пЫх, камЫш, продуктЫ).

Мы различаем звуки и буквы А-О-У-Ы-И

Научиться различать звуки звуки А-О-У-Ы-И – гласные, обозначаются красным цветом.

Задания для закрепления:

1. «Запомни – повтори» взрослый говорит, а ребенок слушает и потом повторяет цепочку слогов: ка-ко-ку, ат-от-ыт-ут, ута-уко-ока…

2. Поупражнять детей в умении выделять звуки в начале и конце слова: АстрА, УлиткА, ОблакО, ИнструментЫ, УткА, АрбузЫ, ИголкА…

3. Придумать и нарисовать картинки звуком в середине слова: А, У, И, О, Ы.

Мы закрепляем звуки и буквы

Выучить характеристики звуков

Звук Х – согласный, глухой, твёрдый, обозначается синим цветом. 
Звук Хь – согласный, глухой, мягкий, обозначается зеленым цветом
На письме обозначается буквой Х.
Задания для закрепления:
«Запомни – повтори» взрослый говорит, а ребенок слушает и потом повторяет цепочку слогов: ха-хя, хо-хё, хы-хи, хэ-хе. 
Разделить слова на слоги в словах: хата муха уха ухо мох пихта тахта хомячок
Различение твердых и мягких согласных звуков. Услышав твердый звук – ребенок поднимает руки; услышав мягкий звук – он ставит руки на пояс. (мох, пихта, хек, халат, мхи, хвост, хирург, хор, хижина, пахать)
 
            Научиться различать звуки
Звуки К и Х – согласные, глухие, твёрдые, обозначаются синим цветом. 
Задания для закрепления:
«Запомни – повтори» взрослый говорит, а ребенок слушает и потом повторяет цепочку слогов: ка-ха, ко-хо, ак-ах, ху-ку, аха-ака...
Доскажи последний звук К или Х ма(К); мо(Х), банти(К), оре(Х), тюби(К), горо(Х), петушо(К), пасту(Х), мешо(К), подсолну(Х)
Различать буквы Тренироваться в написании букв К и Х, и выкладывании букв из палочек и фасоли.
 Мы закрепляем буквы 
П-Т-К 
Задания для закрепления: 
Научиться различать звуки. Предложите ребенку рассказать характеристику звуков П-Т-К– они согласные, глухие, твёрдые, обозначаются синим цветом.
Игра «Запомни – повтори» взрослый говорит, а ребенок слушает и потом повторяет цепочку слогов: та-ка, ку-пу, то-ко-по…
Устно выполнять звуковой анализ слогов ОП, ОК, КО.
Различать буквы. Тренироваться в написании букв К и Т, и выкладывании букв из палочек и фасоли.
Мы закрепляем звук и букву О 
Задания для закрепления:
Звук О – гласный, обозначается красным цветом.
Игра «Запомни – повтори»взрослый говорит, а ребенок слушает и потом повторяет цепочку слогов: ко-ко-по, по-то-по, оп-ок-от, то-ко-по…Поупражнять детей в умении выделять звук О в словах: Окунь, пОлка, кинО, Осень… 
Устно выполнять звуковой анализ слогов ОП, ОК, КО.
Тренироваться в написании буквы О.
Выкладывать букву О из палочек, семечек, гороха, фасоли.


 

 

Мы познакомились со звуком и буквой Ж
Задания для закрепления:
1. Выучить: Звук [Ж] – согласный, звонкий, всегда твердый, обозначается синим цветом.

2. Игра «Я найду слова везде». Придумывание слов со звуком [Ж] в начале и в середине слова. (желтые, кожа, жук, дружок, желудь, кружок, жираф, бумажный, жаворонок, …). Если дети затрудняются помочь им наводящими вопросами.
3. Определение места звука [Ж] в словах.
4. Деление этих слов на слоги, составление предложений.
5. Звуковой анализ слогов ЖА, ЖИ; и слова КОЖА (с выкладыванием схемы).
ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА СЛОВ - ЗВУК [Ж] ВСЕГДА ЗВУЧИТ ТВЕРДО!
6. Рассмотреть букву Ж, спросить у ребенка на что она похожа? Выложить букву Ж из семечек, фасоли, пуговиц, счетных палочек.
7. Игра «Что получится?» подумать, какое слово получится из слогов ба, жа (жаба), из слогов жа, лу (лужа), из слогов жи, но, ки (ножики).
Мы познакомились со звуком и буквой З
Задания для закрепления:
1. Выучить: Звук [З] – согласный, звонкий, твердый, обозначается синим цветом.
2. «Запомни – повтори»
за-зу-зы аз-из-уз зы-зу-за оз-аз-из и т. д.
3. «Я найду слова везде». Придумывание слов со звуком [З] в начале и в середине слова. (замок, зонт, зубы, бизон, газон, …). Если дети затрудняются помочь им наводящими вопросами.
4. Определение места звука [З] в словах. Деление этих слов на слоги, составление предложений.
Напомните, что звонкие согласные звуки никогда не встречаются в конце слов!
5. Звуковой анализ слогов ЗА, УЗА; и слов ВАЗА ЗОНТ, (с выкладыванием схемы).
6. Выложить букву из семечек, фасоли, пуговиц, счетных палочек.
Мы научились различать звуки В, Вь.
Познакомились с буквой В.
Задания для закрепления:
1. Выучить: Звук В – согласный, звонкий, твёрдый, обозначается синим цветом.
Звук Вь – согласный, звонкий, мягкий, обозначается зеленым цветом.
Чем звуки В и Вь похожи? (Оба согласные и звонкие).
Чем отличаются? (Звук В – твердый, а звук Вь – мягкий).
Объясните, что звонкие согласные звуки, такие как звук [В], никогда не встречаются в конце слов!
2. Деление слов на слоги дерево, сова, василёк, ветка, киви, диван, верба, ворона, витамин, ваза, воздух, вишня, вилка, волосы, слива, кивать, ворковать, висеть, привет, рисовать, свистит
3. Выкладывать букву В из счетных палочек, из ватных палочек, спичек, фасоли, гороха, семечек.
4. Дифференциация звуков в словах (слова произносить парами)
Волк Вить
Выть Великан
Волос Витя
Вой Весть
5. Предложите ребенку произвести звуковой анализ слогов и слов во, ви, вата, висеть комментируя свои действия.
Например: - в слове ВАТА первый звук [В] —согласный, звонкий, твердый, обозначаем синим; второй звук [А] — гласный, обозначаем красным; третий звук [Т] —согласный, глухой, твердый, обозначаем синим; четвертый звук [А] — гласный, обозначаем красным. В слове четыре звука.

 


Комментариев нет:

Отправить комментарий